Второй степени
2013-05-1401413Праздничный День Победы был очень погожим и солнечным. Иван Иванович давно его ждал, ведь именно сегодня он пойдёт на прогулку с единственной и очень любимой внучкой.Праздничный День Победы был очень погожим и солнечным. Иван Иванович давно его ждал, ведь именно сегодня он пойдёт на прогулку с единственной и очень любимой внучкой. Сын Ивана Ивановича жил в другом городе и баловал родителей своими визитами не очень часто. И приезда внучки Лизы здесь всегда ждали с большим нетерпением. Только получив письмо, тут же Ирина Васильевна, жена Ивана Ивановича, всплёскивала руками и вытирала нежданную слезинку:
- Дед, а дед? Василёк пишет, что Лизаньку скоро привезёт! Вот радость то!
После таких известий, как правило, в их доме становилось как-то светлее и радостнее. Самочувствие всегда улучшалось, давление нормализовывалось. И даже сухой кашель, который мучил Ивана Ивановича много лет, после того как он приморозил лёгкие в окопах под Пловдивом, как - будто немного отпускал.
С утра Ирина Васильевна тщательно отгладила единственный серый в полосочку костюм мужа, достала свежую сорочку. Иван Иванович, сразу помолодевший, не мог наглядеться на Лизаньку, которая, вслед за дедом, вертелась перед зеркалом, примеривая зелёный бант.
- Дедуля, мы в парк пойдём, да? А там карусели есть? А фонтаны смотреть будем? — щебетала внучка.
- Везде поспеем, Лизок! Всё посмотрим!
Иван Иванович бережно взял внучку за руку и повёл по двору, здороваясь со старичками и старушками, сидящими на скамеечках.
Старик и девочка шли по широкому проспекту. Иван Иванович очень любил свой город и гордился им. Здесь он родился, здесь пошёл учиться в фабзавуч. На местном погосте лежали его предки. Отсюда, приписав себе в метрику лишний годок, уехал на фронт.
На правой стороне гимнастёрки поблёскивал орден Отечественной войны второй степени. Через пару часов гуляния по парку и катания на каруселях, внучка в изнеможении присела на скамейку.
- Дедуль, я пить хочу!
- Пойдём до ларька, я тебе минералки куплю, попьёшь.
- Нет, я тут посижу. Ты иди. Ларёк вот он, рядышком. Я никуда уходить не буду, дедуля, ты не бойся. Я на тебя буду смотреть.
Иван Иванович, оглянувшись на внучку, медленно пошёл к ларьку. Где здесь напитки? А вот они! Минеральная и лимонад. Впереди него стоял молодой паренёк. Он смотрел на витрины ещё, как видно, не определившись, чего ему нужно. Он то нагибался вниз, то привставал на носки. Губы его что-то шептали. Его, наверное, девушка стояла рядом, отвернувшись в сторону. На её сумочке была привязана георгиевская ленточка.
" Хорошая у нас молодёжь, - подумал старик, — помнят, чтят. Не зря мы значит воевали".
Парнишка, стоящий впереди, мешкал. Иван Иванович протянул продавщице десятку.
- Мне маленькую минералку, дочка, без сдачи.
- А в очереди постоять не хочешь? - парень поднял на него злое лицо.
- А? - ещё ничего не понимая, и, улыбаясь, переспросил дед.
- В очереди, говорю, не пробовал стоять? Старый пень!
Ивана Ивановича как будто ошпарило кипятком. Слова застряли в горле. Он стоял и ничего не мог произнести.
- Чего молчишь? — продолжал парень, - развелось бомжей, плюнуть некуда!
- Ты чего, обалдел что - ли? — заступилась за старика продавщица, - чего на деда расшумелся?
- А вы не влезайте, - включилась в разговор девушка. Девушка была очень приличной и грамотной,- у нас без очереди только Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы могут обслуживаться.
Девушка говорила что-то ещё. Что? Иван Иванович плохо помнил. Помнил только как её спокойная и грамотная речь, как калёным железом жгла его душу. Девушка вбивала холодные гвозди в его сердце.
- И вообще, не похожи вы на ветерана войны. Молоды больно. А ордена в наше время всякие купить можно. Не проблема, — закончила девушка свою речь. Не зря она училась на втором курсе юрфака. Она была очень довольна собой. А что? Речь построила грамотно, юридических ошибок не допустила. Любой, даже самый придирчивый преподаватель поставил бы ей сейчас пятёрку, - пошли, Гена!
Иван Иванович стоял на месте, опустив голову.
- Дедушка, дедушка, возьмите минералку вашу, — продавщица протягивала ему пластмассовую бутылочку, - не обращайте вы на них внимания.
- Дед, ты бы сказал, что у тебя сушнячок, - Гена обернулся и, улыбаясь, смотрел на него,
- я бы тебя пропустил.
И пара пошла по аллее, засаженной старинными дубами, непринуждённо болтая.
- Дедушка, дедушка, ты чего, - Лиза теребила его за рукав, — тебе, что? Плохо?
По щеке Ивана Ивановича катилась горючая старческая слеза. Голова разболелась. Сухой кашель сотрясал его.
- Пойдём домой, внучка. Устал я что-то. Постой. Сейчас.
Иван Иванович непослушными руками отвинтил награду от пиджака и опустил её в карман. Тяжёлый орден Отечественной войны второй степени медленно и неслышно упал в мягкое сукно.
Пономарёв А.А.
Ещё по теме:
2020-11-01
30 октября 2020 года в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) состоялся Круглый стол2020-10-15
Остановить угрозу2020-09-17
Открытие выставки «Севастопольский полк в годы Великой Отечественной войны»2020-09-15
ПРЕСС-РЕЛИЗ Всероссийского круглого стола2020-09-03
Владимир Карасёв: В Москве открылась выставка «Чечня, Осетия, Донбасс»
Комментарии